Наш быстро меняющийся мир требует соответствующих перемен в образовании, чтобы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что их ждёт завтра. ФГОС – это одно из приоритетных направлений модернизации образования.
Новый образовательный стандарт направлен на повышение качества образования. В стандартах прописаны планируемые результаты, которые мы должны получить. А вот как это сделать, прописано только на уровне рекомендаций.
Сейчас введён текущий, промежуточный и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. В настоящее время учащимся требуется передовое образование.
Перед учителем встаёт сложная профессиональная задача выбора педагогических средств, для достижения этих планируемых результатов. Нельзя решать новые задачи старыми технологиями и приёмами. Это недопустимо! Это противоречие побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание, а точнее на достижение и оценивание его результатов.
В 21 веке мы учим детей не воспроизводить знания, а добывать их, применять и контролировать.
Формирующее оценивание – это первый шаг к переменам.
Формирующее оценивание – это внутриклассное оценивание для обучения и для себя, а не для контроля и администрации.
Формирующее оценивание – обратная связь для учителя: «как я научил», а для учащихся: «как усвоили и что не поняли». Чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на каждом этапе урока, темы, начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, а также для внесения в образовательный процесс необходимых изменений на основе полученной информации, необходимо формирующее оценивание.
Сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении.
Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.
Отечественными исследователями Г.Б. Голуб, И.С. Фишман и др. рассмотрены подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания. Технологии формирования оценочной деятельности посвящены материалы О.И.Барановой, В.П. Беспалько, Цукерман и др.
Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской.
Вместе с тем, недостаточно рассмотрены процедуры оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; контролировать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самоконтроль учащегося и позволять ученику корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.
Современная система оценивания сложилась при реализации в образовании знаниевой парадигмы, поэтому в большей мере направлена на выявление знаний, умений и навыков. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательный результат, который формируется в процессе обучения.
В связи с этим и процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений школьников, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию – формирующую. Глоссарий терминов Болонского процесса определяет формирующее оценивание («formative assessment») как процедуры оценки, интегрированные в процесс обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке. Однако в настоящее время остаются неразработанными технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарт.
Формирующее оценивание становится обязательным компонентом ежедневного взаимодействия учителя и учащихся и служит различным целям: определение потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и сотрудничества, отслеживание успеваемости, проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, чтобы оказать своевременную помощь и коррекцию.
Сущность моего опыта состоит в том, чтобы установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание, а ошибки расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое культурное преобразование: создание классов, в которых как учащиеся, так и учителя сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок.
Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт ученикам четкие представления о различных способах демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают ученикам развивать собственные качества и умения 21 века. А оценивание служит не только для выставления баллов, а и другим целям: побуждение учащихся активно участвовать в процессе собственного обучения, оценке и контроле.
Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания.
Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.
Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.
Основой результативности формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания, которое бы мотивировало его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех:
- Показывать, что получилось хорошо
- Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
- Давать рекомендации о необходимых исправлениях: напоминание, показ, пример
- Создавать возможность вносить изменения.
Трудоёмкость
Введение уровневой оценки, рассматривается как суждение о результатах обучения, отражающее количественную (баллы), качественную (оценка) и интегральную (уровень) характеристику учебных достижений и стимулирующее повышение качества учебной работы школьника.
Учащимся в 21 веке, в постоянно меняющихся условиях, требуются учителя, которые понимают их запросы и могут подготовить к достижению успеха.
Формирующее оценивание занимает больше учебного времени, поэтому его надо включить в структуру обучения; каждое задание на занятиях в классе – это потенциальная возможность сбора данных для формирующего оценивания.
Разработка критериев достижения планируемых результатов в соответствии ФГОС
Риски |
Пути оптимизации |
Ученики не дают высоких результатов сразу |
Развиваю способность к решению проблем и критическое мышление - качества и умения, которые могут быть использованы для достижения планируемых результатов |
Низкий уровень профессиональной компетенции учителя |
Самообразование, курсы повышения квалификации, система поощрений |
Система оценивания не всегда точна и объективна |
Подробно разбираю количество баллов, набранных с помощью критериев оценивания, чтобы объяснить успеваемость |
Трудность выставления оценки в журнал |
Работаю над механизмом оценивания результатов и перевода его в традиционную шкалу оценивания |
Ограничения
Где взять время? Дети активно оценивают работу друг друга.
Нет разработанных критериев для каждого задания и темы, поэтому приходится адаптировать планируемые результаты
Оценивание направляет учение.
Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:
- перевести цели в измеряемые учебные результаты;
- определить необходимый для них уровень достижений;
- отобрать и содержание, и техники оценивания;
- выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;
- провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
Главным фактором успешности являются критерии оценивания, которые известны и детям, и родителям.
Польза для учащихся |
Польза для учителей |
Начинает нести ответственность за собственное обучение |
Ответственность переносится с учителя на ученика |
Получает возможность определять следующие этапы в обучении |
При более мотивированых и независимых учениках уроки проходят легче и эффективнее |
Не боится давать неверный ответ |
Благодаря комментариям учитель следит за прогрессом учащегося |
Повышается самооценка и позитивный настрой |
Учитель определяет следующие шаги для группы/ отдельного учащегося |
Становится активным, независимым, более мотивированным участником процесса обучения |
Более эффективные уроки позволяют усложнять задания. Учитель соотносит то, как воспринимают понимание ученики, с тем как его воспринимает учитель |
Формирующее оценивание – первый шаг к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов.
Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.
Для этого важно усвоение полного цикла контрольно-оценочного действия при поэтапном формировании контрольно-оценочной самостоятельности, в основу которой заложен критерий правильности.
|
Вид контроля |
Оценочная методика |
1этап становления контрольно-оценочной самостоятельности (1-й класс) Коллективный
|
пооперационный контроль (сопоставлять свои действия с заданным образцом) |
«светофор», «волшебные линеечки», «ступеньки», «поезд», «свидетельство» «дерево знаний», «букет успеха» |
2этап становления контрольно-оценочной самостоятельности
|
рефлексивный контроль (контроль за способом действия). |
«разноцветные поправки», «письмо с дырками», «задания-ловушки», «лесенка успеха», «проверь себя» оценочные листы, синквейн, |
3этап заключительного становления контрольно-оценочной самостоятельности Личный (4–5классы) |
Прогностический контроль (смогу ли?) |
«умные вопросы», «лесенка знаний» «составление проверочных заданий, моделирование», «вопрос себе» «запрет», «карта ума», «карта понятий», кластер, график, диаграммы. |
Для чего мы оцениваем? Зачем мы оцениваем? Чтобы выяснить достигнуты ли поставленные цели.
Почему оцениваем таким образом? Чтобы согласовать оценивание с поставленными целями.
Когда оцениваем? В начале и во время всего процесса обучения.
Кто оценивает? Сам ученик, затем одноклассник и учитель. Я поняла, что обратная связь в течение работы, а не после её завершения значительно улучшают её качество.
Что даёт формирующее оценивание? Ответ на два вопроса: На сколько хорошо учатся дети? На сколько эффективно работают учителя? Центральный момент в формирующем оценивании – помощь и учителям и учащимся в совершенствовании качества образования.
Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания, как оценивания для обучения.
Для ученика |
Для учителя |
Повышение качества обучения. Улучшение успеваемости отстающих учеников. Демонстрация понимания и углубление знаний Повышение мотивации, воодушевление учащихся, из-за больших возможностей. Комбинация формирующего и итогового оценивания даёт больше информации об успеваемости и отличается большей точностью. |
Это ещё один путь профессионального развития и роста педагога
|
Сейчас я намного лучше понимаю, как обстоят дела у каждого ученика, и знаю как им лучше помочь. Я заметила, что качество работ повысилось и учащиеся демонстрируют более глубокое понимание.
А я тоже продолжаю работать над улучшением своих техник, обеспечивающих эффективную обратную связь по достижению предметных УУД.
Улучшение результатов обучения через оценивание зависит от 2 ключевых условий:
Важным условием введения формирующего оценивания является организация учебного процесса.
Стратегия оценивания состоит из цели, метода и инструмента, которая позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные УУД.
Цели - причины или намерения, с помощью которых проводится оценивание |
Методы – это « как» проводится оценивание |
Инструменты - это средства, используемые для оценивания |
Поощрение понимания и метапознания
|
Самооценивание Взаимооценивание |
Критерии оценивания, карты ума, схемы, модели, чертежи |
Отслеживание прогресса обучения |
Собеседование учителя и ученика ,«мини - обзор, «мозговой штурм» |
Проверочные листы, оценочные листы, резюме, свидетельство, график, диаграмма |
Сотрудничество |
Взаимооценка, вопросы для опроса |
Оценочные листы, проверочные листы |
Творческий подход |
Учебный диалог, схема, моделирование
|
Критерии оценивания, рейтинг |
Второе важное условие относится к использованию результатов оценивания, т.е. обеспечению эффективной обратной связи от учителя к ученикам.
Представленный опыт может быть использован любыми учителями, настроенными на успех в период введения ФГОС. Он не требует специализированной подготовки. Его может проводить преподаватель любого предмета. Сотрудничество коллег-преподавателей и активное привлечение к оцениванию учеников приведёт к тому, что учителя, и ученики добьются улучшений. И, главное, они получат от этой работы личное удовлетворение!