Меню сайта
Полезные ссылки
Дневник.Ру- школьная образовательная сеть Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Школьный сайтКалендарь
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Формирующее оцениваниеНаш быстро меняющийся мир требует соответствующих перемен в образовании, чтобы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что их ждёт завтра. ФГОС – это одно из приоритетных направлений модернизации образования. Новый образовательный стандарт направлен на повышение качества образования. В стандартах прописаны планируемые результаты, которые мы должны получить. А вот как это сделать, прописано только на уровне рекомендаций. Сейчас введён текущий, промежуточный и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. В настоящее время учащимся требуется передовое образование. Перед учителем встаёт сложная профессиональная задача выбора педагогических средств, для достижения этих планируемых результатов. Нельзя решать новые задачи старыми технологиями и приёмами. Это недопустимо! Это противоречие побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание, а точнее на достижение и оценивание его результатов. В 21 веке мы учим детей не воспроизводить знания, а добывать их, применять и контролировать. Формирующее оценивание – это первый шаг к переменам. Формирующее оценивание – это внутриклассное оценивание для обучения и для себя, а не для контроля и администрации. Формирующее оценивание – обратная связь для учителя: «как я научил», а для учащихся: «как усвоили и что не поняли». Чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на каждом этапе урока, темы, начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, а также для внесения в образовательный процесс необходимых изменений на основе полученной информации, необходимо формирующее оценивание. Сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении. Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения. Отечественными исследователями Г.Б. Голуб, И.С. Фишман и др. рассмотрены подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания. Технологии формирования оценочной деятельности посвящены материалы О.И.Барановой, В.П. Беспалько, Цукерман и др. Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской. Вместе с тем, недостаточно рассмотрены процедуры оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; контролировать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самоконтроль учащегося и позволять ученику корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат. Современная система оценивания сложилась при реализации в образовании знаниевой парадигмы, поэтому в большей мере направлена на выявление знаний, умений и навыков. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательный результат, который формируется в процессе обучения. В связи с этим и процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений школьников, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию – формирующую. Глоссарий терминов Болонского процесса определяет формирующее оценивание («formative assessment») как процедуры оценки, интегрированные в процесс обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке. Однако в настоящее время остаются неразработанными технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарт. Формирующее оценивание становится обязательным компонентом ежедневного взаимодействия учителя и учащихся и служит различным целям: определение потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и сотрудничества, отслеживание успеваемости, проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, чтобы оказать своевременную помощь и коррекцию. Сущность моего опыта состоит в том, чтобы установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание, а ошибки расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое культурное преобразование: создание классов, в которых как учащиеся, так и учителя сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт ученикам четкие представления о различных способах демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают ученикам развивать собственные качества и умения 21 века. А оценивание служит не только для выставления баллов, а и другим целям: побуждение учащихся активно участвовать в процессе собственного обучения, оценке и контроле. Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса. Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности. Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно. Основой результативности формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания, которое бы мотивировало его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех:
Трудоёмкость Введение уровневой оценки, рассматривается как суждение о результатах обучения, отражающее количественную (баллы), качественную (оценка) и интегральную (уровень) характеристику учебных достижений и стимулирующее повышение качества учебной работы школьника. Учащимся в 21 веке, в постоянно меняющихся условиях, требуются учителя, которые понимают их запросы и могут подготовить к достижению успеха. Формирующее оценивание занимает больше учебного времени, поэтому его надо включить в структуру обучения; каждое задание на занятиях в классе – это потенциальная возможность сбора данных для формирующего оценивания. Разработка критериев достижения планируемых результатов в соответствии ФГОС
Ограничения Где взять время? Дети активно оценивают работу друг друга. Нет разработанных критериев для каждого задания и темы, поэтому приходится адаптировать планируемые результаты Оценивание направляет учение. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:
Главным фактором успешности являются критерии оценивания, которые известны и детям, и родителям.
Формирующее оценивание – первый шаг к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов. Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении. Для этого важно усвоение полного цикла контрольно-оценочного действия при поэтапном формировании контрольно-оценочной самостоятельности, в основу которой заложен критерий правильности.
Для чего мы оцениваем? Зачем мы оцениваем? Чтобы выяснить достигнуты ли поставленные цели. Почему оцениваем таким образом? Чтобы согласовать оценивание с поставленными целями. Когда оцениваем? В начале и во время всего процесса обучения. Кто оценивает? Сам ученик, затем одноклассник и учитель. Я поняла, что обратная связь в течение работы, а не после её завершения значительно улучшают её качество. Что даёт формирующее оценивание? Ответ на два вопроса: На сколько хорошо учатся дети? На сколько эффективно работают учителя? Центральный момент в формирующем оценивании – помощь и учителям и учащимся в совершенствовании качества образования. Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания, как оценивания для обучения.
Сейчас я намного лучше понимаю, как обстоят дела у каждого ученика, и знаю как им лучше помочь. Я заметила, что качество работ повысилось и учащиеся демонстрируют более глубокое понимание. А я тоже продолжаю работать над улучшением своих техник, обеспечивающих эффективную обратную связь по достижению предметных УУД.
Улучшение результатов обучения через оценивание зависит от 2 ключевых условий: Важным условием введения формирующего оценивания является организация учебного процесса. Стратегия оценивания состоит из цели, метода и инструмента, которая позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные УУД.
Второе важное условие относится к использованию результатов оценивания, т.е. обеспечению эффективной обратной связи от учителя к ученикам.
Представленный опыт может быть использован любыми учителями, настроенными на успех в период введения ФГОС. Он не требует специализированной подготовки. Его может проводить преподаватель любого предмета. Сотрудничество коллег-преподавателей и активное привлечение к оцениванию учеников приведёт к тому, что учителя, и ученики добьются улучшений. И, главное, они получат от этой работы личное удовлетворение! |