Среда, 2024-11-27, 7:05 AM

Вектор успеха

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирующее оценивание

 Наш быстро меняющийся мир требует соответствующих перемен в образовании, чтобы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что  их ждёт завтра. ФГОС – это одно из приоритетных направлений модернизации образования.

Новый  образовательный стандарт направлен на повышение качества образования.  В стандартах прописаны планируемые результаты, которые мы должны получить. А вот как это сделать, прописано только на уровне рекомендаций.

Сейчас введён текущий, промежуточный и итоговый контроль, но не всегда  его результаты могут порадовать. В  настоящее время учащимся требуется передовое образование. 

Перед учителем встаёт сложная профессиональная задача выбора педагогических средств,  для достижения этих  планируемых результатов. Нельзя решать новые задачи старыми технологиями  и приёмами. Это недопустимо! Это противоречие побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание, а точнее на достижение и оценивание его результатов.

 В 21 веке мы учим детей не воспроизводить знания, а добывать их, применять и контролировать.

Формирующее оценивание – это  первый  шаг к переменам.

Формирующее оценивание – это  внутриклассное оценивание для обучения и для себя, а не для контроля и администрации.

Формирующее оценивание – обратная связь для учителя: «как я научил», а для учащихся: «как усвоили и что не поняли». Чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на каждом этапе урока, темы, начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, а также для внесения в образовательный процесс необходимых изменений на основе полученной информации, необходимо формирующее оценивание.

Сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении.

         Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его  информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.

Отечественными исследователями  Г.Б. Голуб, И.С. Фишман и др. рассмотрены  подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания. Технологии формирования оценочной деятельности посвящены материалы О.И.Барановой, В.П. Беспалько,  Цукерман и др.

Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской.

  Вместе с тем, недостаточно рассмотрены процедуры оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; контролировать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самоконтроль учащегося и позволять ученику корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.

Современная система оценивания сложилась при реализации в образовании знаниевой парадигмы, поэтому в большей мере направлена на выявление знаний, умений и навыков. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательный результат, который формируется в процессе обучения.

В связи с этим и процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений школьников, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию – формирующую.        Глоссарий терминов Болонского процесса определяет формирующее оценивание («formative assessment») как процедуры оценки, интегрированные в процесс обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке.       Однако в настоящее время остаются неразработанными технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарт.

Формирующее оценивание становится обязательным компонентом  ежедневного взаимодействия учителя и учащихся и служит различным целям: определение потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и сотрудничества, отслеживание успеваемости, проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и  теме, чтобы оказать своевременную помощь и коррекцию.

 Сущность моего опыта состоит  в том, чтобы  установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание,  а ошибки  расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое  культурное преобразование: создание классов, в которых  как учащиеся, так и учителя сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок.

Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт ученикам четкие представления о различных способах  демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают ученикам развивать собственные качества и умения 21 века. А оценивание  служит не только для выставления баллов, а и другим целям:  побуждение учащихся активно участвовать  в процессе собственного обучения, оценке и контроле.

 Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания.

 Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

 Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

 Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

 Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.

 Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

 Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Основой результативности формирующего оценивания  является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания, которое  бы мотивировало его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех:

  • Показывать, что получилось хорошо
  • Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
  • Давать рекомендации о необходимых  исправлениях: напоминание, показ, пример
  • Создавать возможность вносить изменения.

Трудоёмкость

Введение уровневой оценки, рассматривается как суждение о результатах обучения, отражающее количественную (баллы), качественную (оценка) и интегральную (уровень) характеристику учебных достижений и стимулирующее повышение качества учебной работы школьника.

Учащимся в 21 веке, в постоянно меняющихся условиях, требуются учителя, которые понимают их запросы и могут подготовить к достижению успеха.

Формирующее оценивание занимает больше учебного времени, поэтому его надо включить в структуру обучения;  каждое задание на занятиях в классе –  это потенциальная возможность сбора  данных для  формирующего оценивания.

Разработка критериев достижения планируемых результатов в соответствии ФГОС

Риски

Пути   оптимизации

Ученики не дают высоких результатов  сразу

Развиваю способность к решению проблем и критическое мышление - качества и умения, которые могут быть использованы  для достижения планируемых результатов

Низкий уровень профессиональной компетенции учителя

Самообразование, курсы повышения квалификации,  система поощрений

Система оценивания не всегда точна и объективна

Подробно разбираю количество баллов, набранных с помощью критериев оценивания, чтобы   объяснить успеваемость

Трудность выставления оценки в журнал

Работаю над механизмом оценивания результатов и перевода его в традиционную шкалу оценивания

      

         Ограничения

Где взять время? Дети активно оценивают работу друг друга.

Нет разработанных критериев для каждого задания и  темы, поэтому приходится  адаптировать  планируемые результаты

Оценивание направляет учение.

 Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:

  • перевести цели в измеряемые учебные результаты;
  • определить необходимый для них уровень достижений;
  • отобрать и содержание, и техники оценивания;
  • выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;
  • провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

 

Главным фактором успешности являются критерии оценивания, которые известны и детям, и родителям.

Польза для учащихся

Польза для учителей

Начинает нести ответственность за собственное обучение

Ответственность переносится с учителя на ученика

Получает возможность определять следующие этапы в обучении

При более мотивированых и независимых учениках уроки проходят легче и эффективнее

Не боится давать неверный ответ

Благодаря комментариям учитель следит за прогрессом учащегося

Повышается самооценка и позитивный настрой

Учитель определяет следующие шаги для группы/ отдельного учащегося

Становится активным, независимым, более мотивированным участником процесса обучения

Более эффективные уроки позволяют усложнять задания.

 Учитель соотносит то, как воспринимают понимание ученики, с тем как его воспринимает учитель

   Формирующее оценивание – первый  шаг к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов.

Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе  оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.

Для этого важно  усвоение  полного цикла контрольно-оценочного действия при поэтапном формировании контрольно-оценочной  самостоятельности, в основу которой заложен критерий правильности.

 

  •  

Вид контроля

Оценочная методика

1этап становления контрольно-оценочной самостоятельности

(1-й класс)

Коллективный

 

пооперационный контроль

(сопоставлять свои действия с заданным образцом)

«светофор»,

«волшебные линеечки», «ступеньки»,

«поезд», «свидетельство»

«дерево знаний»,

«букет успеха»

2этап становления контрольно-оценочной самостоятельности

  •  

 

рефлексивный контроль (контроль за способом действия).

«разноцветные поправки»,

«письмо с дырками», «задания-ловушки», «лесенка успеха», «проверь себя»

оценочные листы, синквейн,

3этап заключительного становления контрольно-оценочной самостоятельности

Личный (4–5классы)

Прогностический контроль

(смогу ли?)

«умные вопросы», «лесенка знаний» «составление проверочных заданий, моделирование», «вопрос себе» «запрет», «карта ума», «карта понятий», кластер, график, диаграммы.

 

Для чего мы оцениваем? Зачем мы оцениваем? Чтобы выяснить достигнуты ли поставленные цели.

 Почему оцениваем таким образом? Чтобы согласовать оценивание с поставленными целями.

Когда оцениваем?  В начале  и во время  всего процесса обучения.

Кто оценивает? Сам ученик,  затем одноклассник  и учитель. Я поняла, что обратная связь  в течение работы, а не после её завершения значительно улучшают её качество.

 Что даёт формирующее оценивание? Ответ на  два вопроса: На сколько хорошо учатся дети? На сколько эффективно работают учителя? Центральный момент в формирующем оценивании – помощь и учителям и учащимся в совершенствовании качества образования.

Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания, как оценивания для обучения.

 

Для ученика

Для учителя

Повышение качества обучения.

Улучшение успеваемости отстающих учеников.

Демонстрация понимания и углубление знаний

Повышение мотивации, воодушевление учащихся, из-за больших возможностей.

Комбинация формирующего и итогового оценивания даёт больше информации об успеваемости и отличается большей точностью.

 Это ещё один  путь профессионального развития и роста педагога

 

 

 Сейчас я намного лучше понимаю, как обстоят дела у каждого ученика, и знаю как им лучше помочь. Я заметила, что качество работ повысилось и учащиеся демонстрируют более глубокое понимание.

 А я тоже продолжаю работать над улучшением своих техник, обеспечивающих эффективную обратную связь по достижению предметных УУД.

 

   Улучшение результатов обучения через  оценивание зависит от 2 ключевых условий:

Важным  условием введения формирующего оценивания является организация учебного процесса.

Стратегия оценивания  состоит  из цели, метода и инструмента,  которая  позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные УУД.

 

 

 

 

Цели - причины или намерения, с помощью которых проводится оценивание

Методы – это « как» проводится оценивание

Инструменты - это средства, используемые для оценивания

Поощрение понимания и метапознания

 

Самооценивание

Взаимооценивание

Критерии оценивания, карты ума, схемы, модели, чертежи

Отслеживание прогресса обучения

Собеседование учителя и ученика ,«мини - обзор, «мозговой штурм»

Проверочные листы, оценочные листы, резюме, свидетельство, график, диаграмма

Сотрудничество

Взаимооценка, вопросы для  опроса

Оценочные листы, проверочные листы

Творческий подход

Учебный диалог, схема, моделирование

 

Критерии оценивания, рейтинг

   

     Второе важное условие относится к использованию результатов оценивания, т.е. обеспечению эффективной обратной связи от учителя к ученикам.

 

     Представленный опыт может быть использован любыми учителями, настроенными на успех в период введения ФГОС. Он не требует специализированной подготовки. Его может проводить преподаватель любого предмета. Сотрудничество коллег-преподавателей и активное привлечение к оцениванию учеников приведёт к тому, что учителя, и ученики добьются улучшений. И, главное, они получат от этой работы личное удовлетворение!