Вторник, 2024-05-21, 2:51 AM

Вектор успеха

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационная карта опыта №1 - 2010

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта  «Образование»

 

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

 

Воронова Светлана Михайловна

МОУ СОШ №48

606084

 Володарский р-н

с.п. Новосмолинский

ул.  Танковая, д. 24

Учитель начальных классов

 

 

20 лет

 

                                                  Сущностные характеристики опыта

Тема педагогического опыта

Дидактические роли как средство повышения эффективности образования и коммуникативной компетентности  в начальной школе.

Источник изменений

 Низкий уровень развития школьного самоуправления, который проявляется в недостаточном включении учащихся в процесс обучения, отсутствие системы подготовки к лидерской деятельности во время  УВП.

 Противоречие: на фоне постоянного возрастания информационных потоков снижается коммуникативная компетентность учащихся и мотивированность к организаторской деятельности, а востребованность техник эффективного общения в повседневной жизни растёт.

Идея изменений

 Сущность ИПО заключается в активизации ученического самоуправления и вовлечении большого количества детей.

 Способ воплощения в увеличении плотности и эффективности  урока путём  распределения дидактических ролей, построенных  на принципах партнёрства и сотрудничества,  переход от монолога к диалогу, что позволит повысить осмысление материала и самоорганизацию, развитие лидерских, организаторских и исполнительских качеств, коммуникативной и рефлексивной культуры, творческих способностей и  содействует нравственному становлению личности. 

Концепция

Концепция изменений предполагает использование

целенаправленного взаимодействия и сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса.

 Субъективно-объективное обучение.

Дидактические роли как промежуточный этап между сюжетно-ролевой игрой и учебной деятельностью.

Создание наилучших условий для  обучения , развития коммуникативности  и лидерства, толерантности, социализации.

Новизна

Включение в обучение значительного количества учащихся на каждом этапе урока.

 Углубление и расширение знаний, используя PR-технологии в начальной школе – привлечение внимания к процессу познания, совершенствования, предмету, уроку, теме, проблеме.

Реализация творческого и лидерского потенциала.

 Представление возможности получения опыта социализации  через многообразие ролей (организационно-коммуникативные, эстетико-оформительские, спортивно-оздоровительные, интеллектуальные, контрольно - оценочные, информационно- читательские, активно - поведенческие)

Трудоемкость, риски и ограничения

Трудоёмкость заключается в соединении образовательных и коммуникативных технологий, технологии мастерских и PR-технологий. Отсутствие дополнительного материала по нужной теме.

Усложнение подготовки к уроку.

Ограничений нет, так как предполагается  идеальность действий        (больше пользы при меньшей затрате сил, времени и денег)

Риски - рассогласование ожидаемого и полученного результата конкретного урока. Неумение детей выслушать друг друга, некачественная речь учащихся, затрудняющая восприятие.

Повышенная эмоциональность и гиперактивность.

 

Условия реализации

 

 

  • Использование проблемной ситуации, с целью создания положительной мотивации на этапе организации учебной деятельности  и развития дивергентного мышления.
  • Использование разнообразных форм,  интерактивных методов, средств по предмету для раскрытия творческих способностей учащихся, его самосовершенствования.
  • Включение в контрольно-измерительные материалы заданий на оценку, на высказывание своего собственного отношения к данной проблеме с целью определения способа решения.
  • Овладение учащимися  алгоритмом обучения, техникой эффективного общения.
  • Представления учащимся познавательной самостоятельности, предполагающий свой способ проигрывания дидактической роли, исходя из индивидуальных возможностей, интересов и темпа обучения.
  • Создание ситуаций успешности каждого ученика, комфорта, психологического сопровождения.
  • Средства формирования положительной мотивации обучения, связанные с представлением учащимся возможности проявления себя в различных видах совместной деятельности
  • Демократический стиль учителя. Согласование общей программы с индивидуальными интересами учащихся.
  • Приёмы побуждения и стимулирования, поощрение инициативы и самостоятельности
  • Приём презентаций работ и знаний, рейтинговые системы оценки развития их достижений
  • Профилактика асоциального поведения. Создание реальных ситуаций для формирования характера.

 

 

Результат изменений

Внешняя результативность

Формирование готовности к взрослой жизни (мы не учимся жить, а уже живём) Повышение  качества знаний.

Призовые места на школьных олимпиадах (Воронюк Никита, Шинкаренко Даша, Бебия Лера)

2 место в районной олимпиаде по русскому языку (Бычковская Аня)

Поощрительный приз (Калашникова Маша)

Призовые места в Кенгуру (Калашникова Маша, Никулин Дима, Трубарова Оля, Поляков Саша)

Детский мастер-класс для родителей

Активное участие во всех школьных мероприятиях и конкурсах

1 место в районном конкурсе вокальных ансамблей в своей возрастной группе

2 место в областном конкурсе «Креативная ёлка»

Лауреаты конкурса «Весенние капельки» и т д

1 место в областном соревновании «Папа, мама, я –спортивная семья» (семья Мунарёвых)

 Внутренняя результативность. Ученик не сыграет роль, если ещё раз не перечитает материал. Значит, чтение становится  для него обязательным. У детей  есть хороший стимул заглянуть в  другие дополнительные источники, так как  таких  учеников мы называем  любознательными“Почемучкам“.Самое главное– учатся работать с текстом, учатся учиться сами, находить главное и второстепенное. Дети пробуют себя в разных  дидактических ролях, проявляют свою самостоятельность, творчество и оригинальность. Происходит развитие речи в процессе общения, во время диалога, при подведении итога. Повышается  плотность, активность и интерес к урокам. В своих анкетах 70% детей написали, что победили в себе стеснение, неуверенность. Дети приобрели опыт самооценки и самоконтроля на уроках. Ученики стали соучастниками, субъектами обучения, что очень важно для современного урока и современной школы.

 

Публикации о представленном педагогическом опыте

Участие в конкурсе «Учитель начальной школы ХХ1 века» (НИРО) 2007

«Урок - слоёный пирог » для родителей МОУ СОШ №48  2007

Районный семинар «Развитие речи детей»  2007

Защита проекта на конкурсе «Учитель года 2008»

Мастер – класс «Использование дидактических ролей как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»  2008

Урок-праздник для 1-11 кл «Мобильный звон» Сайт НИРО 2009

Дистанционные курсы повышения квалификации «Учебное сотрудничество» ( НИРО) 2009

 «Портфолио как форма обобщения педагогического опыта» 2009

Открытое занятие межшкольного сообщества «САМИ» для одарённых детей «На берегах Лингвинии» 2010

 

 

 

 

Описание инновационного опыта учителя.

                                                            Развитие лидерских качеств  является способом       

                                                            достижения успеха в сегодняшнем мире, полном

                                                            конкурентной борьбы, потому что единственный

                                                           актив, который придаёт истинную ценность – это

                                                            люди. 

В наше время перемен и конкуренции России нужны умные, активные, инициативные, уверенные и творческие люди, умеющие принимать правильные, смелые и нестандартные решения. Такие люди вырастут там, где будут созданы все условия. Девиз школы, в которой я работаю: школа, где каждый ученик- личность, школа, где каждый успешен.

Естественно нас учителей этой школы, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс воспитания и обучения доступным и интересным для каждого ученика ,как дать любому ученику (и сильному и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. Ответ на этот вопрос я нашла в своей методической теме: «Дидактические роли как средство повышения  эффективности образования и коммуникативной компетентности в начальной школе» .

У большинства детей моего класса ,как и у других современных детей ,есть сотовые телефоны и компьютеры. Я заметила ослабление  непосредственного общения, что ведёт к снижению коммуникативной компетентности учащихся- способности, знания и умения услышать и понять другого, выразить свои чувства, регулировать свои эмоции во взаимодействии с другим учеником,  повести за собой, как это было в пионерском движении. А востребованность техник эффективного общения в повседневной и профессиональной жизни растёт, так как 84% успешности в современном мире зависит от умения общаться и адекватно реагировать на происходящее.

Налицо дефицит навыков самостоятельности, ответственности, произвольности . К сожалению, анализ воспитательного процесса  выявляет низкий уровень развития школьного самоуправления, который проявляется в недостаточном включении учащихся в процесс обучения, слабой мотивированности  к организаторской деятельности. Одной из причин сложившейся ситуации можно считать отсутствие системы подготовки уч-ся к организаторской деятельности в процессе обучения.

 Входная диагностика первоклассников показала низкий уровень произвольности  и степени обучаемости , а с заданием на взаимодействие справились 4 человека из 20.

По данным наблюдений  дидактов и методистов  дети усваивают 20 % того, что им говорят, 30% того, что они видят,  50% того, что они видят и слышат, 70% того, что сами говорят, 90% того, что сами делают обдуманно. Поэтому я решила справиться с проблемой, время которой настало, путём введения дидактических ролей в процесс обучения.

Цель педагогического опыта: активизировать учеников  в процессе обучения и воспитания, что позволяет повысить осмысления материала и самоорганизацию.

В качестве выхода я предлагаю включение диалогового общения в учебную деятельность школьников, принятие ими ролей учителя, собеседника-спорщика, теоретика, консультанта и т.п.

 Задачи: приобретение и использование ЗУНов в стандартных и нестандартных ситуациях, самообучение. Развитие организаторских, исполнительских, лидерских качеств, психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей. Содействие нравственному становлению, активизации ученического самоуправления. Развитие аналитического и критического мышления, воображения, креативности, рефлексивной культуры.

В дидактических ролях, в которых учащиеся попеременно берут на себя роли обучающихся и обучаемых, происходит включение себя  (своего «Я») в диалоге с

собеседником, приобретение необходимого опыта в передаче знаний, умений и навыков,

совместное оценивание результатов усвоения знаний, их корректировку.

    Дидактическая роль – это поучающий образ, тот кто тоже учит и учится. Ученик из объекта превращается в субъект обучения, усиливается ориентация на способ приобретения знаний, а это одно из направлений модернизации современного образования. Свои первые роли мои ученики начинают играть в период обучения грамоте. Самая главная и важная роль в этот период – роль звука при усвоении звукового анализа слова, когда выстраивается «живая схема слова», происходит деление на слоги, ставится ударение. Дети играют роль дизайнера, когда готовят наряд для буквы, роль конструктора, когда выкладывают подарок букве, роль повара или кулинара ,когда придумывают угощение для буквы- именинницы, роль гостей во время физкультминутки. На первых уроках математики дети играют роль цифр. Они строятся в порядке убывания и возрастания, называют соседей, считают через один и т д

При знакомстве с приёмами сложения и вычитания, умножения и деления дети играют роли примеров, обучая  друг друга. При знакомстве с задачей дети играют  роли компонентов задачи: условие, вопрос, поиск решения, решение, ответ, знак, действие, тип задачи, проверка решения.

В это время один ученик делает схему – модель к задаче, другой чертёж, а третий записывает краткую запись или дерево рассуждения.

Чем старше ученики, тем разнообразнее приходится вводить дидактические роли, которые помогают формировать предметные знания и умения.

Образованный человек тот, кто научился  учиться и знает, как изменить себя. Предлагаю свои варианты дидактических ролей.

 

Дидактические роли

Очень популярные

Менее популярные

Востребованные

1 Начало урока

рядовые, синоптик

эксперт, физкультурник

мэр класса, ди-джей

2 Объяснение нового

Фома неверующий,

спонсор, теоретик

связник, теоретик

дублёр-помощник

дежурный по словарю, почемучка

3 Закрепление

консультант, журналист

знаток, исследователь

критик, учёный

4 Повторение

почемучка

штурман, связист

судья, адвокат

5 Контроль

учитель-ученик (взаимоопрос)

хранитель времени, наблюдатель

активисты класса, жюри

всезнайка

6 Домашнее задание

штурман, артист, оформитель

наставник, командир

почемучка, ведущий

7 Конец урока

оратор, лидер

финансист(своя валюта)

психолог, физкультурник

 А вот и 11 ступеней к успеху в этой жизни: Я - успешный ученик! Я и моя семья! Я – здоровый человек! Я – друг! Я – волонтёр! Я – житель моего посёлка! Я – лидер! Я – толерантная личность!  Я –  человек демократического общества! Я – культурный человек! Я –  гражданин России!

Используя дидактические роли в своём классе я заметила, что дети не только повышают свои знания , проявляют себя ,но и раскрывают в других  лучшие качества.                                             

                                         Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик стремится к знаниям так, что не что может ему помешать. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый  знает, что ему делать. И каждый делает по-тому что хочет этого сам.

Анатолий  Гин.