Среда, 2024-11-27, 9:32 AM

Вектор успеха

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационная карта опыта №2 - 2015

 

Информационная карта педагогического опыта участника муниципального  конкурса «ПРОФИ- 2015»

( в номинации «Учитель года»)

 

Тема педагогического опыта

 «Технология формирующего оценивания как эффективное средство достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС»

Источник изменений

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.

 ФГОС  предлагает внедрить  новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях: 1. Оценивание является постоянным процессом (на каждом этапе урока, темы, проекта)

 2. Оценивание должно быть только критериальным.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам, учащимся и их родителям.

4. Результаты учебной деятельности оценивают не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Идея изменений

Использовать результаты оценивания для повышения качества образования, в форме систематической обратной связи от учителя к ученику,  на основе критериального самооценивания и взаимооценивания.

В 20 веке оценивались только предметные результаты, а в 21 веке надо  оценить как предметные,  так и метапредметные результаты. Это  возможно с введением новых технологий оценивания.

Формирующее оценивание - это 1 шаг к переменам.

Формирующее оценивание – это  внутриклассное оценивание для обучения, а не для контроля.

Формирующее оценивание - обратная связь для учителя: «как я научил», а для учащихся: «как усвоили и что не поняли»

Концепция 

Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его  информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.

Отечественными исследователями  Г. Б. Голуб, И. С. Фишман и др. рассмотрены  подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания. Технологии формирования оценочной деятельности посвящены материалы О. И. Барановой, В. П. Беспалько,  Цукерман и др.

Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской.

Формирующее оценивание - это разновидность оценивания, которое проводится до начала, во время изучения темы, так как помогает сформировать понимание процесса обучения, происходящего в настоящий момент.

Формирующее оценивание – первый  шаг к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов, потому что является обязательным компонентом  ежедневного взаимодействия учителя и учащихся и служит различным целям:

  • определение потребностей учащихся;
  • поощрение самостоятельности и сотрудничества;
  • отслеживание успеваемости;
  • проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и  темы
  • своевременная помощь и коррекция.

Новизна

Центральным моментом   является ежедневная — самооценка и взаимооценка учеников на основе критериев. Дети  понимают учебные цели и оценочные критерии и ориентируются на них. Оценивая свои работы и работы одноклассников,  ошибки  расцениваются как возможность для обучения и развития  метаумений.

Оценивание  служит не только для выставления баллов, а и другим целям:  побуждение учащихся активно участвовать  в процессе собственного обучения, оценке и контроле.

Внедрение оценочных средств, как Лист обратной связи, позволяющий формировать заданное качество выполнения учебного задания. 

Критериальное оценивание, дающее возможность объективно оценивать учебные достижения.

Рейтинговое оценивание, нацеленное на организацию соревновательного характера освоения содержания предметной области. 

Уровневое оценивание, определяющее степень владения учебным предметом.

Технология формирующего оценивания обеспечивает объективность, системность, плановость, наглядность, надежность качества индивидуальных учебных достижений.

Трудоемкость, риски и ограничения

Трудоёмкость

  • Введение уровневой оценки, рассматривается как суждение о результатах обучения, отражающее количественную (баллы), качественную (оценка) и интегральную (уровень) характеристику учебных достижений и стимулирующее повышение качества учебной работы школьника.
  • Формирующее оценивание занимает больше учебного времени, т.к. является непрерывным и требует поддержку механизма обратной связи в постоянном рабочем состоянии.
  • Разработка критериев для заданий  в соответствии  ФГОС
  • Разработка  упражнений для оценивания как предметных, так и метапредметных УУД

      Риски

  • Отсутствие у учителя понимания запросов учеников
  • Не всегда адекватная оценка учителя качества своего учения, а не количества проделанной работы
  • Ученики не дают высоких результатов  сразу
  • Обратная связь – не помощь в учебе, а средство управления
  • Система оценивания не всегда точна и объективна

Ограничения

  • Временные рамки
  • Нет базы критериев оценки для всех видов заданий и тем
  • Предназначена для учителя, который адекватно в контексте ситуации может пересмотреть свой стиль преподавания

Условия реализации

При планировании оценивания надо учитывать:

Учителю

  • Стандарты  ФГОС и цели обучения
  • Вовлечение учащихся в процесс оценивания
  • Управление оцениванием
  • Использование результатов оценивания для рефлексии и дальнейшего планирования  обучения
  • Использование оценивания на протяжении всего цикла обучения
  • Использование разнообразных методов оценивания для достижения планируемых результатов
  • Оценивание важных целей  учебной темы
  • Оценивание метапредметных УУД
  • Необходимо непрерывно использовать  повторяющиеся типовые задания: самооценивание и взаимооценивние, целеполагание, проверочные листы и беседы, проводимые  учащимися.
  • Адаптировать  критерии оценивания для использования учениками с целью самооценивания и взаимоценивания.

Ученику

  • Владение самооценкой и взаимоооценивания
  • Адекватная реакция на взаимооценивание
  • Использование  обратной связи  для улучшения своей работы

Результат изменений

  • Повышение качества обучения  ( по социометрическим данным с 76% до 83%)
  • Наибольшее улучшение успеваемости  – у отстающих учеников.
  • Демонстрация понимания и углубление знаний
  • Повышение мотивации, воодушевление учащихся из-за больших возможностей.
  • Комбинация формирующего и итогового оценивания даёт больше информации об успеваемости и отличается большей точностью

Публикации о представленном педагогическом опыте

29.01.2015 Работа  представлена в рамках конкурса «ПРОФИ-2015»

17.03.2015 Областной семинар для слушателей спецкурса НИРО

26.03.2015  Районный семинар для директоров и завучей Володарского района.